Как открыть магазин товаров без упаковки?

Все знают, как остро стоит вопрос свалок в нашей стране, и что огромное количество упаковки, в которую завернуты товары в магазинах, способствуют стремительному развитию мусорной проблемы. А ведь многие продукты можно покупать без нее! В магазине ZeroWasteShop (Москва) можно купить в свою многоразовую тару крупы, муку, чай, кофе, печенье, макароны, специи, мед, оливковое масло, бальзамический уксус, орехи, сухофрукты, шоколад.

Создательница магазина Лариса Петракова делится опытом создания своего магазина и рассказывает о том, на что нужно обратить внимание и сотрудникам, и покупателям.

Что нужно для создания магазина ZeroWaste?

  • Товары на развес, без упаковки: магазин направлен на уменьшение отходов домохозяйств, это значит что это в первую очередь работа над отсутствием мусора у покупателей после закупок в магазине.

 

  • Упаковка для оптовых поставок: лучший вариант – оптовые поставки товаров в оборотной таре, если это невозможно, упаковка должна быть перерабатываемой

 

  • Локальные товары: использование локальных товаров сокращает экослед от перевозок

 

  • Натуральные: товары, сделанные из натуральных материалов полностью разлагаются или перерабатываются

 

  • БИО: при выращивании БИО продуктов не используются химические удобрения, а моющие средства должны полностью деградировать

 

Требования к поставщикам:

1. Упаковка

Способность поставлять товар в перерабатываемой или многоразовой упаковке.

2.  Оборотная тара

Возможно не сразу, но нужно договариваться с поставщиками на поставки в таре, которую им можно вернуть на повторное использование. Это относится как к оптовой упаковке, так и к розничной.

3.  Наличие документов

Все товары должны иметь сертификаты соответствия. БИО товары должны иметь дополнительные БИО-сертификаты (и на товарах должны быть эко-маркировки).

4.  Профиль поставщика

Проще договариваться о поставках с небольшими компаниями, они более гибкие в договоренностях об упаковке. Также проще работать с поставщиками, которые изначально ориентированы на эко-продукцию.

   

Требования к помещению и оборудованию:

  •  Поиск помещения

 

Требования к помещению будут зависеть от концепции магазина и целевой аудитории. В целом, место должно быть проходимым, желательно на первом этаже, иметь доступ к воде.

  • Полки и контейнеры

Полки должны выдерживать вес контейнеров с товаром. После закупки контейнеров их необходимо помыть и установить на полках.

  • Оборудование:

– весы должны быть с функцией тарирования.

Если магазин маленький, то можно обойтись обычными весами и взвешивать контейнеры покупателей по очереди. Но если магазин большой и у вас одновременно несколько покупателей, это делать не удобно. Решить это можно двумя способами: поставить одни весы в торговом зале чтобы покупатели сами взвешивали свои контейнеры и писали вес на контейнере (на кассе надо будет вручную вычитать вес контейнера), либо установить специальные весы для zero waste магазинов.

– онлайн касса и терминал

– ложки для накладывания товара, если есть товар в банках

– ценники

  • Персонал

На мой взгляд, персонал должен разбираться в теме zero waste, раздельного сбора отходов и в целом в экологической тематике. Научиться работать с кассой легко, изменить свое сознание на более осознанное – сложнее.

Что еще важно знать?

Магазины zero waste отличаются от привычных нам супермаркетов, поэтому в управлении такими магазинами также есть отличия:

  • Чистота

Товары на развес будут постоянно рассыпаться и разливаться. Нужно быть готовым к тому, что вопросам чистоты надо уделять много времени.

  • Маркировка товаров

По законодательству, товары должны быть промаркированы, то есть на товаре, который покупатель забирает домой, должны быть данные: производитель, состав, срок годности и тд. Это можно обеспечивать несколькими способами: печатать карточки для каждого товара и отдавать их покупателю, печатать информацию о товаре на чеке, использовать специальные весы для zero waste магазинов, которые распечатывают наклейки с полной информацией о товаре.

  • Наполнение контейнеров

Продавцы должны следить за наполнением контейнеров и выкладывать новый товар. Если в контейнере был другой товар, то контейнер необходимо помыть. Также контейнеры необходимо иногда мыть и протирать. При этом операции с товаром производить в перчатках, которые пригодны для контактов с пищевыми продуктами.

Лариса Петракова:  «Хочу отметить, что у меня нет опыта в своем бизнесе и в торговле. Мне очень захотелось сделать такой магазин, потому что он был очень нужен мне, как потребителю. Я ничего не просчитывала и бизнес плана у меня не было. Нашей команде приходится учиться в процессе работы и мы каждый день узнаем что-то новое. Если я, обычный человек, смогла сделать такой магазин, то и у вас обязательно получится!» 

Добавить комментарий