Экопроекты и Covid19. Проект “Тайга”

5 вопросов экорынку в условиях изоляции.

Мы открываем серию интервью с представителями экопроектов, размещенных на нашей карте, разговором с основателями проекта “Тайга”.

  • «Тайга» – это:
  • интернет-магазин эко-товаров;
  • работа с бизнесом и внедрение “зеленых” решений;
  • тематические мероприятия и воркшопы об эколайфхаках для взрослых;
  • экологические игры и мероприятия для детей в школах;
  • научно-популярные экспедиции и поездки
  • Как изменилась работа вашей организации/компании после появления коронавируса и введения режимов самоизоляции? (режим работы, условия для сотрудников, получение разрешений на работу, спецпропусков)

К счастью, у нас нет офиса и у нас маленькая команда, поэтому печали малого бизнеса вроде необходимости платить за аренду и зарплату сотрудникам на время карантина нас не затронули. А вот сам характер работы сильно поменялся – у нас, как и у всех остальных, все очень резко по понятным причинам ушло в онлайн-режим. Раньше мы продвигали нашу продукцию на мероприятиях для взрослых и детей, активно сотрудничали с event-индустрией, сферой общественного питания. Все это на данный момент неактуально, поэтому мы активно ищем новые и эффективные онлайн форматы взаимодействия с нашей аудиторией. 

  • Какие антикризисные меры вы принимаете, чтобы сохранить “довирусный” объём работ, клиентов, мощности, команду и т.п.?

Команда у нас крепкая, сработавшаяся за долгие годы. Нас не пугают нынешние вызовы. Но при этом мы прекрасно понимаем, что сохранить довирусный объем работы не получится, мы это понимаем и принимаем. Нам кажется, в такой крайне динамичной ситуации важно не противостоять переменам, а пронаблюдать их, чтобы выработать новые, обдуманные решения. 

  • Как вы считаете, что могло бы помочь вам сохранить эффективность и рентабельность в ситуации особых режимов, в случае, если они затянутся на несколько недель-месяцев?

Рентабельность экопроектов в мире вообще большой вопрос, в российских реалиях – особенно, а в настолько динамичных российских реалиях – звучит практически невыполнимо. Поэтому пока о рентабельности на время карантина мы не думаем. Мы скорее серьезно задумываемся о том, что будет после него. В какой экономической ситуации окажется наша страна, в каком состоянии будет ниша экологических проектов в новых, гораздо более суровых реалиях. 

  • Какие позитивные изменения могут произойти с вашей отраслью после завершения пандемии коронавируса?

Честно говоря, шквал одноразового и пластикового, доставки еды на дом и вообще доставки – ничего хорошего пока не сулит. А обещаемый со всех сторон экономический кризис не внушает позитивных мыслей. Но не стоит игнорировать и значимость тех позитивных перемен, которые принёс этот вирус. Например, тот факт, что в Китае в результате запретили употребление в пищу ряд диких животных вроде летучих мышей (и, мы очень надеемся, панголинов) – это прекрасный повод для большой таежной вечеринки, которую мы устроим как только отменят ограничения. 

  • Что вы посоветуете другим организациям и компаниям (вашей отрасли или из других отраслей), чтобы помочь им справиться с финансовыми и административными вызовами возникшей ситуации?

Очевидно, что тысячи похожих на нашу компаний несут в данный момент колоссальные убытки:  платят аренду, зарплаты, налоги, возможно еще кредиты. Это большое испытание для целой отрасли и каждого человека, работающего в ней. Но мы полагаем, что этот кризис – жизненная проверка на гибкость. Да, придется пересмотреть бизнес-модель, целевую аудиторию, расходные материалы, что-то закрыть, открыть что-то другое. Оценить важность и последствие этих перемен мы все сможем через несколько лет. Но на фоне  гораздо более масштабных потрясений, которые происходили в мире в течение всего ХХ века, нынешняя пандемия – это вполне переживаемое испытание.  

Мы считаем, что коронавирус – легкая репетиция того сценария, к которому общество движется последние десятилетия. Если вирус приходит и уходит, оставляя нам иммунитет и новые вакцины для человечества, то против нехватки ресурсов, стихийных бедствий, пожаров, и эпидемии смертельных вирусов, высвобождающихся из оттаивающей вечной мерзлоты, спасения пока не придумано. 

avatar

Ольга и Елена Мироненко

Основатели эко-проекта «Тайга»

Добавить комментарий