«Sustainability-культура в российских компаниях. Исследование TSQ Consulting

18 апреля, 2022
2 мин читать
1234

Сегодня устойчивое развитие – тренд в бизнесе. О нем много говорят. Компании заявляют его как один из своих ориентиров. На деле же управленцы, начиная внедрять ESG, сталкиваются с проблемами. Непонятно, с какой стороны подойти, как донести эти ценности до рядовых сотрудников, как замотивировать их поддерживать этот курс. Если же инициатива исходит «снизу», бывает трудно убедить руководство в важности ESG-повестки.

В начале марта консалтинговая компания TSQ Consulting выпустила исследование «Sustainability-культура в российских компаниях: как корпоративная культура и HR-функция работает на устойчивое развитие бизнеса». Проект kapoosta.ru представляет вам обзор этого исследования.

В российском бизнесе к устойчивому развитию (УР) часто подходят формально. Например, руководство принимает «правильные» цели и политики, но они «не доходят» до рядовых исполнителей и никак не соотносятся с их реальной повседневной деятельностью. В итоге – на бумаге все хорошо, а на деле – экологические риски и отсутствие социальной ответственности. Устойчивость российских компаний зачастую недостаточно «устойчива».

Причиной может быть то, что компания не встраивает цели устойчивого развития в корпоративную культуру и недооценивает роль HR в этом процессе. Эти два момента и оказались в фокусе исследования TSQ Consulting. Авторы провели два опроса: один – среди управленцев (менеджеров по устойчивому развитию и руководителей компаний, практикующих УР, из рейтинга лучших менеджеров по версии РБК, а также участников тематических конференций), второй – среди HR-специалистов. В исследовании поучаствовали 176 респондентов – представители малого (27,3%), среднего (30,7%) и крупного (30,7%) бизнесов. Большинство связаны с отраслью «Образование и консалтинг» (20,45%) или IT-сферой (11,9%).

Источник фото: pexels.com

Исследование позволило узнать:

  • какую роль работе с персоналом уделяют руководители компаний, практикующих устойчивое развитие;
  • насколько информированы рядовые HR в области устойчивого развития и готовы ли признать свою роль в устойчивой трансформации бизнеса;
  • каковы лучшие практики работы с персоналом Green HRM для формирования культуры устойчивого развития;
  • какова роль лидера компании в устойчивом развитии Sustainability/ ESG-Leadership.

78% опрошенных отметили, что действия руководителя играют решающую роль в успешности внедрения УР. Если руководитель лично выступает за экологичность, гендерное равенство, инклюзивность и т. п., то, скорее всего, это найдет отражение в работе компании. Такой лидер видит свою миссию в улучшении мира и стремится реализовывать ее через бизнес. Он сам – главный амбассадор ценностей ответственности и осознанности. Но этот высокий порыв нужно «приземлить» и встроить в повседневную деятельность. Для этого нужен четкий механизм реализации управленческих решений и поддерживающая корпоративная культура.

Есть и обратные примеры: когда передовые практики (экологические, социально-ориентированные и т. д.) предлагают рядовые работники. Тогда им нужно «достучаться до небес» и защитить свою идею перед руководством.

Посредником между «верхами» и «низами» может стать HR-отдел. Например, он может разработать систему ESG-обучения для сотрудников компании, поддерживать их идеи и инициативы в этой области, собирать обратную связь и так далее.

Анна Васильева, руководитель отдела «Устойчивое развитие» компании «ОПТИКОМ»:
«Важной частью системной трансформации является обучение. С первого дня мы погружаем нового сотрудника в контекст, стратегические принципы и ценности компании – важная часть программы Welcome day. Кроме того, обязательно освещаем правила зеленого офиса – правила, позволяющие нам быть более энерго- и водоэффективными, вести раздельный сбор отходов, создавать благоприятную атмосферу не только с помощью общепринятых пурифайеров, кофе, чая, но и обязательной заботы друг о друге. Заботы даже в мелочах: так, у нас принято, пока ждешь свой кофе, наполнить графин водой, чтобы следующий подошедший за тобой коллега не тратил на это время.

Есть у нас и программа развития для тех, кто стремится жить более экологично и быть в целом более осознанным. Такие сотрудники задают вопросы, интересуются устройством и правилами функционирования вермифермы (есть у нас в офисе), участвуют в волонтерских программах; для таких сотрудников мы проводим открытые встречи по формированию экопривычек. Через таких «агентов перемен» постепенно осознанность распространяется на весь коллектив и способствует развитию целевой корпоративной культуры».

42,7% участников исследования называют роль HR «важной» в реализации принципов устойчивого развития. Однако только 17% считают, что этичность и экологичность уже проявлены в корпоративной культуре и HR-бренде их компании.

Кроме результатов опроса и выводов, отчет TSQ Consulting содержит интервью с менеджерами и кейсы компаний, успешно внедряющих корпоративную социальную ответственность: «Оптиком», ИКЕА, «СУ-87», «МИФ» и др. В них описаны лучшие практики продвижения ESG-повестки.

 

Денис Агеноров-Папуловский, менеджер по Устойчивому развитию в магазине ИКЕА Дыбенко и Центре поддержки клиентов Санкт-Петербург:

«Чтобы вовлечь максимальное количество сотрудников в активную работу с повесткой устойчивого развития, вполне можно воспользоваться универсальными советами: они есть во многих лекциях и выступлениях об экопривычках. Советы тут применимы те же самые, и для разных людей откликаются разные аспекты этих задач: одним важнее забота о детях, другим – экономия денег, третьим хочется быть частью экодвижения и найти близких по духу людей».

На основании проведенных интервью авторы исследования условно выделили четыре формы, которые принимает культура устойчивого развития в компаниях на российском рынке: «корпорация», «малый бизнес», «холдинг» и «дочка». У каждой есть свои особенности. Вы можете соотнести свой бизнес с этой типологией и подобрать модель, подходящую вам на данном этапе развития.

Менеджеры, внедряющие устойчивое развитие, отмечают, что это несет прямую финансовую выгоду для компании.

Вдобавок, с каждым годом среди соискателей растет запрос на «работу со смыслом». При прочих равных они выбирают компанию, ориентированную на будущее и меняющую мир к лучшему уже сейчас.

Внедрять ESG-практики в свою деятельность становится все более престижно, выгодно и… неизбежно :).

Полный отчет об исследовании можно бесплатно скачать здесь.

Подготовила Наталья Захарова
Фото обложки: pexels.com