«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть». Еще в далекие времена мудрые индейцы знали, о чем говорили. Доступным языком они объясняли, что такое «экологический след».
Экологический след – это та самая мера воздействия человека на природу: сколько используется ресурсов и сколько требуется планете для их восстановления. Иначе говоря – спрос человечества и предложение природы. Это позволяет рассчитать, насколько быстро человечество потребляет природный капитал. Наше влияние на планету настолько возросло, что при нынешних темпах эксплуатации ее ресурсов нам уже нужно 1,7 Земли, а через 30 лет понадобится уже три земных шара. Мы живем в кредит у планеты, и у это явление именуется экологическим долгом. Поскольку запасной планеты у человечества нет, то единственный выход – снижать свой экослед. При этом неважно, делает ли это один человек, группа людей или отдельная компания. Главное – какой позитивный эффект получается в итоге.
Как можно снизить экослед бизнеса
Для этого необходимо сфокусироваться на экономии ресурсов:
- воды,
- топлива,
- электроэнергии,
- продуктов и материалов.
Это не всегда означает отказ от использования ресурсов. Современные технологии и сервисы позволяют существенно уменьшить потребление без потери качества товаров и услуг. Более того, это еще и выгодно экономически.
Рассмотрим несколько примеров:
- Компания ИКЕА сдает на переработку 21 фракцию отходов и за счет этого не только покрывает расходы на вывоз на полигон остального мусора, но и зарабатывает до 40 миллионов рублей в год.
- Ресторанный холдинг «Тигрус» заменил все плиты на индукционные, чтобы перестать бессмысленно прогревать воздух. В компании частично отказались от пластиковых трубочек, заменили всю упаковку для доставки пиццы и хачапури на коробки из переработанного сырья. Кухня работает по принципу Zero Waste, стараясь не использовать то, без чего можно обойтись: вместо двух перчаток – одна, уменьшение упаковочной пленки в пользу хранения продукта в пластиковом контейнере, использование масла, в котором хранится артишок или сушеный томат, для соусов. А сервис по спасению еды Doggy Bag позволил холдингу существенно сократить количество продовольственных отходов, за утилизацию которых пришлось бы платить.
- Сеть кофеен «Буше» отказалась от продажи воды в пластиковых бутылках, установив фильтры для питьевой воды, пользоваться которыми клиенты могут совершенно бесплатно. Многослойная очистка не только помогает полностью удалить из воды хлор и другие химические примеси, но и улучшить ее вкусовые качества.
- Яндекс.Лавка выбрала для доставки товаров электровелосипеды и обычные велосипеды, чтобы сократить свой транспортный углеродный след. На выбор повлияло множество факторов, в том числе экономичность и логистические преимущества: доставка осуществляется в радиусе двух километров от каждой лавки.
- Генеральный директор компании «ОптиКом» Максим Рогожко задумался об экологической ответственности после рождения детей (их у него шестеро). Максим понял, насколько одноразовые товары, которые предлагает клиентам его компания, неэкологичны. Желание оставить детям мир без мусора послужило триггером для пересмотра ценностей компании. Все началось с решений для ритейла и HoReCa (Hotel, Restaurant, Catering / Cafe) – в линейку добавились одноразовая посуда и упаковка из сахарного тростника. Такая посуда открыла новое направление в продажах компании – биоразлагаемых товаров. Затем в каталоге «ОптиКом» появились моющие средства от немецкого ответственного производителя Werner & Mertz, имеющие международные сертификаты, которые подтверждают экологичное производство, качество очистки воды и безопасность самой продукции для окружающей среды. Расширилась линейка «зеленых» товаров: гигиеническая продукция для ванных комнат и туалетов, канцтовары, средства для уборки, посуда. Гигиеническая продукция из вторичного сырья часто дешевле, а по качеству и белизне она может практически не отличаться от первичной благодаря, например, технологиям бесхлорного отбеливания. Бутылка экологичного моющего средства по цене может сравниться с традиционными марками.
Молодые предприниматели начинают свой бизнес в 20 лет и сразу делают его «зеленым». Новое поколение потребителей выбирает высокое качество, экологичность товаров и услуг, а также социальную ответственность компаний.
Несколько базовых рекомендаций тем, кто хочет сделать свой бизнес «зеленым» и/или сократить экослед:
- Организуйте раздельный сбор отходов.
- Сократите использование или совсем откажитесь от одноразовой посуды и других предметов в пользу многоразовых.
- Поменяйте корпоративную культуру на «зеленую»: перейдите на электронный документооборот, чтобы сэкономить тонны бумаги, внедрите велосипеды и самокаты вместо личных автомобилей или совместное использование автомобиля несколькими сотрудниками; обустройте кухню/столовую, чтобы сотрудникам не приходилось покупать еду навынос.
- Рассчитайте свой углеродный след на калькуляторе и компенсируйте его посадками деревьев.
Если вы только собираетесь начать свое дело, то следующие советы помогут сократить экослед вашего стартапа:
- Разработайте экологическую стратегию вашей компании. Можно воспользоваться опытом успешных «зеленых» бизнесов.
- Подумайте, как можно сократить ресурсы – вода, энергия, материалы. Тут вам в помощь энергосберегающие технологии (светодиодное освещение, солнечные батареи), грамотно выстроенная логистика (меньше топлива – меньше углеродный след), возможность переработки отходов плюс использование уже переработанных материалов.
- Поставщики – это важно. Выбирайте экологически ответственных, по возможности.
- Ваша компания – команда единомышленников, готовая развиваться, находить новые «зеленые» решения и делиться своим эко-опытом не только с клиентами, но и со всем обществом, получая обратную связь и поддержку. Соцсети, блоги, подкасты и сайт компании помогут вам в этом.
И пусть напутствием вашему успешному «зеленому» бизнесу будет древняя индейская мудрость: «Люби Землю. Она досталась тебе не в наследство от предков, ты взял ее в долг у потомков».
Подготовила Елена Суровикина
Источники фото: DepositPhotos, ВкусВилл, ОптиКом