Пять шагов для организации раздельного сбора отходов в отелях, ресторанах и кафе

25 , 2021
2 мин читать
48

В сегменте сферы услуг гостеприимства и общественного питания – НoReCa (Hotel, Restaurant, Catering/Cafe) – все актуальней становится «зеленый» подход. Посетителям уже мало, чтобы было просто вкусно и уютно. В запросы все чаще и чаще попадают требования экологичности, безопасности для здоровья и природы.

Гости заведений готовы платить за услуги дороже, но при этом быть уверенными, что их пребывание в гостинице или ресторане не нанесет ущерба природе. Заграничный сегмент давно оседлал волну экологичности. В России процесс идет медленно, но, тем не менее, «зеленых» участников становится больше с каждым годом. Причина столь медленного развития кроется в несовершенной законодательной базе и низком уровне экологического просвещения. Ростом эко-HoReCa в России обязана энтузиастам – осознанным бизнесменам, которые задумались о том, что они оставят после себя потомкам. Рассказываем, как сделать первый шаг к экологизации заведения и внедрить раздельный сбор отходов.

В чем выгода раздельного сбора отходов

Как оказалось на практике, экологичный подход делает бизнес прибыльнее. Экономить ресурсы, сортировать отходы и сдавать их на переработку – равно дополнительному доходу.

«Если раньше у нас было 60–66 кубометров мусора в месяц, то сейчас его меньше 30, из них 95% перерабатываются. Остаются 5%, которые все-таки едут на полигон. Раньше мы много тратили на внедрение экологических инициатив, но сейчас стали экономить, потому что не покупаем лишнего и почти не вывозим мусор на свалку (это дороже, чем сдавать его в переработку)», – делится опытом Дмитрий Блинов, шеф-повар и совладелец ресторана Harvest в Санкт-Петербурге.

Контейнеры для раздельного сбора отходов на кухне ресторана Harvest. Источник: Афиша Daily

К слову сказать, в Петербурге все больше заведений, которые снижают число отходов, сортируют мусор, отказываются от одноразовой посуды. Часть кафе и баров участвует в Zero Waste Program (программе по управлению и сокращению количества отходов в прогрессивных барах и ресторанах России – прим. ред.). Как правило, 40% от общего количества отходов составляют полезные отходы, такие как бумага, картон, различные виды пластика, металлическая, стеклянная тара, а также упаковка Tetra Pak. Все эти группы можно переработать в полезные продукты, если организовать систему раздельного накопления и передачу отходов на вторичную переработку. Это позволит вам:

  • снизить затраты на 20−50% за счет снижения объема смешанных отходов;
  • внести реальный вклад в сохранение окружающей среды и природных ресурсов;
  • повысить уровень корпоративной культуры обращения с отходами;
  • обеспечить выделение отходов, обладающих опасными свойствами и требующих специальных условий накопления, транспортирования и утилизации.

Сеть петербургских и московских пекарен «Буше» практикует раздельный сбор отходов в офисах и на производстве – сортирует и сдает на переработку Tetra Pak, пластик, стекло, бумагу и картон. За год компании удалось уменьшить количество отходов и заработать на этом 1 миллион рублей. Что нужно для это сделать? С чего начать?

Пять основных шагов для организации раздельного сбора отходов в вашем заведении

  1. Определение миссии и мотивации сотрудников
  2. Организация отдельного пространства
  3. Выбор партнеров (вывоз и утилизация отходов)
  4. Изучение юридических нюансов и организация логистики
  5. Экопросвещение гостей

Обо всем по порядку.

Источник: DepositPhotos

1. Было бы желание… Лучше, чтобы оно было у Ваших сотрудников тоже. Предприниматель Олег Лега – сооснователь проекта «Зеленый бизнес. Живая планета», куда входит сеть пекарен-кондитерских «Буше» – вдохновил свою команду тем, что написал манифест «Новая искренность» о том, как философия бережного отношения к себе самому и окружающему миру может помочь создать честное будущее. Как быть счастливым, оставаясь успешным. Как быть успешным, оставаясь искренним. И как быть и счастливым, и успешным, не истощая ресурсы планеты. Ведь мысли о счастье приходят после решения вопросов о выживании. В недавно вышедшем пособии проекта Kapoosta.ru «Зеленые» решения для бизнеса» приведено достаточное количество мотивирующих бизнес-историй, которые могут вдохновить вас и вашу команду. Читайте, берите на заметку, пользуйтесь.

2. Раздельный сбор отходов в ресторане возможен, но для этого нужно отдельное пространство. Отдельное пространство – важный момент.

3. Выбор партнера. Сооснователь компании по сбору вторсырья «Сфера Экологии» Антон Кузнецов уверен, что организовать в России раздельный сбор и переработку мусора можно в течение года.

«Здесь нет никаких нерешаемых проблем – ни технологических, ни ментальных. Заказчик оплачивает нам транспортные услуги, мы получаем гарантированную стоимость услуг по транспортировке отходов. При этом заказчик может рассчитывать на денежную компенсацию сданных им вторичных материальных ресурсов, за каждый килограмм. Взвешивание происходит в присутствии заказчика на объекте. Прозрачность – вообще одна из основ нашего бизнеса».

На сервисе Kapoosta.ru вы можете найти партнеров для организации раздельного сбора отходов.

4. Логистика / юридические аспекты. Если вы выбираете партнера, который берет на себя полную организацию вывоза отходов, то логистику можно смело «опустить». Если такая опция невозможна, то выбирайте того, кто вывозит отходы не на большие расстояния. Схема сдачи отходов на переработку у него прозрачная – вы можете съездить на экскурсию и проконтролировать процесс. В качестве примера – компании Эколайн, Сфера экологии. Бесплатную консультацию можно получить и на сайте группы компаний ЭкоТехнологии – национального оператора в области рециклинга и эффективных решений по сортировке ТКО.

Законодательство

31 декабря 2017 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«Для нашей компании недавние поправки в 89-ФЗ определенно благоприятны. В частности, они зафиксировали, что деятельность по накоплению отходов не требует лицензирования, так что нам стало гораздо проще привлекать участников в наш проект «Бумаговорот». Компании, которые сдают нам бумагу на переработку, теперь могут быть уверены, что, накапливая макулатуру в своих офисах, они не нарушают никаких положений действующего законодательства», – Анна Сычева, руководитель направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом».

«Закон также снял административный барьер, который мешал компании накапливать отходы для дальнейшей передачи на утилизацию», – Любовь Меланевская, исполнительный директор «РусПЭК».
«IKEA положительно оценивает изменения, поскольку они устанавливают единый понятийный аппарат и разрешают спорные вопросы в части регулирования «расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки». Компания надеется, что в ближайшее время подзаконные акты в рассматриваемой сфере будут приведены в соответствие с положениями федерального законодательства, а правоприменительные органы будут помогать социально ответственным ритейлерам налаживать связи с организациями, обладающими лицензиями на утилизацию отходов», – Валерий Белов, юрисконсульт ООО «ИКЕА Дом».

«Из позитивного: благодаря обновленному закону в постановлении правительства появился раздел о пластиковой упаковке и была поставлена цель утилизировать 10% произведенных или ввезенных в РФ пластиковых пакетов в 2018 году», – Алексей Киселев, руководитель токсической программы Гринпис России.

В поддержку раздельного сбора отходов есть еще такой...Тонкий момент

За нарушение природоохранного законодательства штрафуют не только заводы. В ресторане, например, может быть и 15 видов отходов разного класса опасности. И на них должны быть оформлены паспорта и договоры на вывоз, чтобы у проверяющих из Роспотребнадзора не было претензий. Читайте основные советы по тому, как избежать штрафов. Законодательство в сфере отходов претерпевает частые изменения. Чтобы быть в курсе этих изменений, важно знать, где искать актуальную информацию. Например, это могут быть информационные сервисы, такие как: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Техэксперт». Или ресурсы со статьями об экологическом законодательстве – экологическое объединение «Беллона» и журнал «Экология и Право», журналы «Справочник эколога», «ТБО», «Экология производства».

5. Экопросвещение гостей Вы можете разместить плакаты или объявления на стенах. При входе на двери разместить наклейку о «зеленом» статусе вашего заведения. При отказе от пластиковых трубочек и пластиковых бутылок информируйте посетителей о том, зачем вы это делаете, помогите им почувствовать свою причастность к судьбе планеты. В пособии «Зеленые» решения для бизнеса» вы найдете примеры таких решений. Также вам поможет Инструкция: как правильно сортировать мусор и куда его сдавать. Уверены, что у Вас и Вашей команды все получится! И пусть вас вдохновляют 23 ресторана Москвы и Петербурга, которые уже сделали это, а также поддерживает опыт московских заведений.

Подготовила Елена Суровикина
Источники фото: DepositPhotos, ruposters.ru, pixabay.com