Зачем и как российскому бизнесу уменьшать углеродный след

16 апреля, 2021
10 мин читать
184

Если крупная компания сегодня не оценивает свой углеродный след и не ведет программу по его снижению, она – скорее исключение из правила. Apple, Google, Facebook и даже нефтяные гиганты, такие как Shell и British Petroleum, предоставляют отчеты о своих выбросах CO2. И дело тут не только в заботе о природе.

Что такое «углеродный след», почему компании заинтересованы в его сокращении и какие российские проекты позволяют это сделать, читайте ниже.

Что такое «углеродный след»

«Углеродный след» – это совокупность выбросов всех парниковых газов, прямо или косвенно произведенных человеком, организацией, продуктом, городом или государством. Он измеряется в метрических тоннах углекислого газа (CO2). Углеродный след человечества составляет 55 млрд тонн СО2-эквивалента в год.

Фото: https://plus-one.ru/

Парниковые газы – основная причина глобального изменения климата. Деятельность человека уже привела к повышению температуры Земли на 1,1 °C по сравнению с XIX веком. В результате погода стала изменчивой, участились засухи, наводнения, пожары и т. д. Согласно Парижскому соглашению 2015 года, человечество должно сдержать рост температуры планеты на 1,5 °С до конца XXI века, иначе нам грозят кардинальные и необратимые изменения условий жизни. Бизнес всерьез озабочен этой проблемой. По прогнозу Allianz Risk Barometer | AGCS* на 2021 год, «изменение климата и растущая нестабильность погоды» занимает девятое место в списке основных бизнес-рисков. То есть в интересах компаний снижать свое воздействие на климат, а значит, сокращать углеродный след.

Михаил Юлкин, основатель «Центра экологических инвестиций», член Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента РФ по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития: «Важно, чтобы философия «все, что я делаю, отражается на климате» разделялась представителями бизнеса, чтобы они понимали, как их деятельность выглядит в переводе на СО2-эквивалент. Мы же знаем, сколько стоит все, что нас окружает, в денежных единицах. Но нужно учитывать и сколько это «стоит» в единицах выбросов парниковых газов».

Источник: Методическое пособие «Зеленые» решения для бизнеса»

Выгоды от уменьшения углеродного следа

Углеродный менеджмент – это способ не только избежать «кнута», но и получить несколько «пряников». Определив источники и подсчитав объем выбросов CO2, компания может выявить потери или неэффективное использование энергии и сырья. Снижение углеродного следа обычно влечет за собой повышение рентабельности производственных процессов. Так, один из крупнейших ритейлеров Walmart разработал программу энергоэффективности FEEP для своих поставщиков. К концу 2019 года к ней присоединилось 940 фабрик. Самые активные участники программы экономят более 29 миллионов долларов на годовых эксплуатационных расходах и предотвращают выбросы 199 854 тонн CO2-эквивалента в год. Сокращение углеродного следа также улучшает имидж бренда. Тема изменения климата все чаще звучит на бизнес-конференциях, в соцсетях, на улицах. Все больше людей, особенно «поколения Z», стремятся снизить личный и коллективный экослед, минимизировать количество отходов, покупать экологически чистые продукты и получать услуги от экологически ответственных компаний. Открытость данных об углеродном следе – вот чего требуют современные реалии. Устойчивое развитие становится одним из факторов и при выборе работодателя. Согласно глобальному опросу Deloitte, молодые люди стремятся попасть в компании, которые заботятся об окружающей среде. Инвесторы тоже проявляют все больший интерес к устойчивости бизнеса. По результатам исследования Оксфордского университета, более 80% основных инвесторов учитывают ESG – экологические, социальные и корпоративные критерии – при принятии инвестиционных решений. Более 3 000 институциональных инвесторов с активами под управлением более 100 трлн долларов подписали Принципы ответственного инвестирования ООН (UN PRI). Это означает, в том числе, что они не будут вкладываться в предприятия с плохими ESG-характеристиками. Зато компания, включившая в свой бизнес-план экологические показатели, имеет больше шансов получить инвестиции. Для российского бизнеса стимулом снижать свой углеродный след стал Европейский зеленый курс и введение трансграничного углеродного регулирования. По оценке аудиторской компании KPMG, российским экспортерам придется потратить на этот налог от 33,3 до 50,6 млрд евро в 2025-2030 годы. Наконец, необходимость снижать углеродный след теперь закреплена законодательно. В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату, после чего вышел Указ Президента РФ от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов».

Виктория Абрамченко, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам сельского хозяйства, экологии и оборота недвижимости: «По данным нашего Росгидромета, климат в России теплеет в 2,5 раза быстрее, чем в других странах. Это грозит отдельным отраслям, таким как сельское хозяйство, ЖКХ, транспорт. Эти отрасли должны в первую очередь научиться адаптироваться к прогнозируемым изменениям климата».

Источник: Федеральное Агентство Новостей

Как уменьшить углеродный след

В России действует несколько проектов, которые помогают частным лицам и компаниям рассчитывать и компенсировать свой углеродный след.

«Посади лес» уже 5 лет восстанавливает леса, пострадавшие от пожаров, засухи, незаконных вырубок и насекомых-вредителей. Проект дает возможность компаниям рассчитать, а затем компенсировать свой углеродный след посадкой деревьев и получить сертификат СО2-нейтральности. Также можно сделать пожертвование на посадки или приобрести подарочный сертификат – «подарить дерево» своим сотрудникам или партнерам.

РусКлиматФонд разрабатывает комплексные программы экологизации бизнеса, организует лекции и мероприятия на экологическую тематику, проводит «зеленый» тимбилдинг и собирает пожертвования на посадку леса. На сайте фонда есть калькулятор выбросов CO2.

Алтайский проект помогает встроить экологическую ответственность в свою бизнес-стратегию. Оценив свой углеродный след, компания может компенсировать его покупкой деревьев, создать собственный лесной проект или посадить новый лес.

Триография – онлайн-сервис, с помощью которого частные лица и компании могут сажать деревья. Юрлицам предлагается несколько пакетов компенсации углеродного следа. Они различаются набором опций и стоимостью, но в каждую входит посадка леса, сопроводительная пиар-кампания и контроль процесса лесовосстановления.

Kapoosta.ru – единая интерактивная карта российских «зеленых» объектов, услуг и мероприятий. Здесь вы можете получить бесплатный расчет углеродного следа и помощь в интерпретации результата, определить экологический след и узнать, как его снизить. Для предприятий общественного питания и офисов есть услуга аудита, разработки и внедрения стратегий экологической ответственности бизнеса. Также специалисты Kapoosta разрабатывают и проводят экологические офлайн- и онлайн-мероприятия. 

Рассчитать углеродный след

 

*Allianz Risk Barometer – ежегодный отчет, содержащий главные корпоративные риски на следующие 12 месяцев, на основании мнений более чем 2700 экспертов по риск-менеджменту из 92 стран и регионов.

Подготовила Наталья Захарова